ГОСТ Р "Услуги общественного питания. Доставка продукции общественного питания по заказам потребителей. Общие требования". Этот стандарт был разработан и рассмотрен в рамках профильного технического комитета по стандартизации ТК 174 "Продукция и услуги общественного питания", секретариат которого базируется на Роскачестве. Стандарт начнет действовать с 1 мая 2024 года.
Разработка этого стандарта стала актуальной в связи с развитием новых форм взаимодействия между "изготовителем и потребителем" (b2c) в сфере питания. Учитывая сохранение рисков распространения COVID-19 и необходимость соблюдения режимов самоизоляции или карантина, стандарт заполняет пробел в нормативных требованиях к услугам доставки продукции общественного питания по предварительным заказам потребителей, которых ранее не было.
"Этот стандарт впервые устанавливает общие требования к услугам доставки продукции общественного питания. Стандартизация услуг доставки необходима и ожидается в современных условиях. Российский рынок доставки еды за последние 2,5 года вырос более чем на 20%, предоставляя все больше возможностей для тех, кто хочет быстро и удобно заказать еду из предприятий общественного питания домой или в офис. Поэтому утверждение ГОСТа на доставку продукции общественного питания обеспечит грамотное и качественное обслуживание потребителей вне заведения", - отметил руководитель Роскачества Максим Протасов.
При разработке стандарта был изучен мировой опыт доставки еды, таких как DoorDash, Uber Eats и Postmates в США, а также европейские службы доставки Uber, Deliveroo, Just Eat, Takeaway.com. Также был изучен опыт российских флагманов в области доставки, таких как Яндекс.Еда, Деливери Клаб и Level Kitchen.
"В последние годы доставка продукции общественного питания стала привычной услугой, которой ежедневно пользуется большое количество людей. Быстрая и удобная услуга доставки стала очень популярной, но отсутствие унифицированных требований к ее оказанию привело к необходимости разработки и принятия отдельного стандарта для данной области", - подчеркнул глава Росстандарта Антон Шалаев.
В стандарте установлены требования к различным форматам услуг доставки, таким как "собственная доставка" (самостоятельная доставка организациями общественного питания), доставка через агрегаторов (онлайн-платформы) и доставка через операторов услуг. Стандарт предусматривает как контактный, так и бесконтактный способы доставки, особенно актуальные в периоды сезонных заболеваний.
Кроме того, стандарт содержит положения, устанавливающие требования к организации и условиям доставки товаров, транспортным средствам, а также к операторам и курьерам, осуществляющим доставку.
Стандарт связан с действующими нормативно-правовыми документами, включая Федеральный закон "О защите прав потребителей", Правила оказания услуг общественного питания, Трудовой кодекс Российской Федерации, национальные стандарты на продукцию и услуги общественного питания, а также санитарными нормами и правилами в индустрии питания. При этом требования стандарта не являются дополнительными или избыточными, которые могут обременять оказание услуг доставки.
Роскачество выступило разработчиком стандарта по собственной инициативе. В процессе обсуждения и согласования положений стандарта активное участие приняли "Яндекс.Лавка", Тандер (Магнит), "БУРГЕР РУС", Федерация рестораторов и отельеров, а также Главное управление общественного питания УД Президента РФ.
Информация: Стандарт не распространяется на услуги доставки товаров в розничной торговле и на услуги по реализации кулинарной продукции юридическим лицам в сегменте b2b. Для услуг доставки товаров в розничной торговле действует национальный стандарт ГОСТ Р 70760-2023 "Торговля. Услуги доставки товаров розничным покупателям. Общие требования".